В 1942 американские военные решили, что пришло время для кардинального улучшения среднего танка M4 Sherman. Конструкторам поручили разработать машину с меньшим силуэтом, улучшенной манёвренностью и усиленным бронированием. Однако создавать принципиально новый танк вовсе не планировалось. В рамках программы было решено собрать и подвергнуть сравнительным испытаниям 6 прототипов. Конструкторы представили 3 основных варианта танка. Все машины имели двигатель Ford V-8 и отличались трансмиссией и подвеской. Кроме того, каждый вариант выполнялся в комплектации со стандартной 76мм танковой пушкой, как у М4А4 или с 75мм пушкой, оснащённой автоматом заряжания. Т20 – 76мм пушка Т20Е1 – 75мм пушка, торсионная индивидуальная подвеска Т22 – 76мм пушка Т22Е1 – 75мм пушка Т23 – 76мм пушка, ходовая часть от М4А3Е8, стабилизатор орудия в вертикальной плосткости Т23Е1 – 75мм пушка После всех испытаний Т23 признали наиболее удачной разработкой, но в серию он так и не пошёл. Это диктовалось не только техническими вопросами, но и противоречивой позицией американских военных к развитию своего среднего танка. Осознавая все недостатки Шерманов, генералы продолжали держаться именно за этот танк. Вдобавок, к тому времени они уже находились под впечатлением новой 90мм пушки Т7 с отличной баллистикой. В мае 1943 у разработчиков заказали небольшую партию из 50 танков, на которых требовалось поставить 90мм пушку в башню прототипа Т23. В итоге, заказ был выполнен даже в двух вариантах. 40 машин Т25 с подвеской типа HVSS 10 машин Т26 с торсионной подвеской и усиленным бронированием башни На испытаниях победил прототип Т26 за счёт лучших ходовых качеств. Характерной чертой Т26 являлась электротрансмиссия подобная той, что стояла на немецком прототипе профессора Порше - VK 4501(P) Tiger. Отсутствие коробки передач и возможность плавно менять скорость танка легко передвигая ползунок реостата – несомненно было заманчивой идеей. Но, как и в случае с VK 4501(P) от схемы электротрансмиссии пришлось отказаться из-за её громоздкости. На Т26 поставили гидромеханическую трансмиссию "Torquematic” и карбюраторный двигатель Ford V-8 (Model GAF), 18л3, 500 л.с.@ 2600 об/мин, c воздушнsv охлаждениеv. Эту комплектацию назвали Т26Е1. Время шло, а танки американского производства безнадёжно горели при встрече с немецкими Тиграми и Пантерами. Войска требовали новую машину. Англичане, закупавшие бронетехнику у дяди Сэма, тоже всё чаще выражали недовольство. Однако, не смотря на наличие всех необходимых условий, американская военно-бюрократическая система буквально саботировала появление достойного танка. Союзные танкисты несли неоправданно высокие потери от немецких тяжеловесов и прибегали к тактике засад. Но если Союзники собирались вести широкое наступление в Европе, то им явно требовался танк Т26, способный смело вступать в открытую дуэль с тяжёлыми Pz VI и Pz V. Высшее американское командование по прежнему не хотело Т26 и мирилось с его появлением только из-за отличной 90мм пушки. Т26 упрекали за вес и габариты – ведь где бы ни воевали американские танки, их приходилось возить туда кораблями. Сложилась ситуация, когда американские фронтовики и конструкторы буквально лоббировали появление нового танка, а генералы упрямо держались за Шерманы. Тем временем, инженеры создали Т26Е2 со 105мм гаубицей – позднее эта машина превратилась в М45. Конструктивной особенностью танка являлась возможность при необходимости менять 105мм гаубицу на 90мм пушку. Наконец, к середине 1944 был выдан госзаказ на 1500 Т26 с 90мм и 105мм орудиями. Причём львиная доля приходилась на танк с 90м пушкой Т7. Казалось лёд тронулся. Однако очень скоро американские генералы опять взялись за старое - Командование Сухопутных Войск (American Groud Forces) совершенно внезапно отказалось от 90мм пушки и затребовало перепроектировать Т26 под 76мм орудие. Затем, ещё подумав, они решили, что фронтовикам хватит и 500 Т26 вместо полутора тысяч. Тут уже разгорелся скандал. Мало того, что заказ на необходимые танки сократили до чисто символического количества, так ещё вдобавок новая машина лишалась огневой мощи – своего главного преимущества перед Шерманами. Если раньше генералы не хотели Т26 из-за его размеров и веса, но мирились с ним только из-за отличной 90мм пушки, то с 76мм пушкой Т26 вообще становился непонятно зачем нужен. Т26 явно пытались угробить - со стороны это всё напоминало вредительство. Благодаря генералам, производство Т26 затягивалось, начались разбирательства. Военные сделали всё, чтобы избавиться от Т26 и в конце концов, заявили, что отказываются стандартизировать танк, пока он не покажет себя в бою. Было решено, что в декабре 1944 первые машины должны поступить на Европейский театр военных действий. В январе 1945 первые 20 танков Т26Е3 поступили в 3-ю и 9-ю Бронетанковую дивизию. Т26Е3 был новой модификаций пока ещё не серийной машины – с двумя аварийными люками в корпусе. В феврале 1945 состоялось боевое крещение Т26. Машины отлично зарекомендовали себя в войсках, хотя из 200 танков, только 20 участвовало в боях. Несколько Т26Е3 должны были принять участие в захвате Окинавы. Но машины попали туда уже в июле 1945 и повоевать не смогли. Очень хорошие отзывы с передовой заставили таки военное руководство стандартизировать Т26. Официально он стал числиться как – Heavy Tank M26 "Pershing” - Тяжёлый танк М26 «Першинг». По американской традиции именовать бронетанковую технику в честь своих генералов Т26 назвали в память о генерале "Black Jack” Pershing прославившегося в войне с Мексикой и в 1МВ. Хотя танк и назывался тяжёлым, по сути он оставался средним – около 40 тонн. Не исключено, что в разряд тяжеловесов он попал, чтобы ввести противников в заблуждение. Со временем Т26 логично перевели в разряд средних. За время 2МВ, до июня 1945 выпустили 1436 М26: Grand Blanc Arsenal ноябрь 1944 - июнь 1945 -1,190 и Detroit Arsenal март - июнь 1945 - 246. Всего в 1944-45 изготовили около 2.350 этих машин. По настоящему показать себя танк смог сразу после 2МВ, участвуя в Корейской войне.
|